
Удачный маневр отступающей армии протестантов Христиана Ангальтского позволил ей занять 6 ноября 1620 года Белую Гору — стратегически важную местность к западу от Праги. Католическая армия имела ощутимое численное преимущество — 28 000 солдат против 21 000 у протестантов; тем не менее оно нивелировалось хорошей позицией армии Антигабсбургской коалиции, в которую входили чехи, моравы, австрийцы, немцы, венгры, голландцы. Им противостояли немцы (преимущественно баварцы главы Католической лиги герцога Максимилиана), испанцы, итальянцы, валлоны, поляки и запорожские казаки (почти 3500 наших земляков, то есть более 12% от общего количества сил Антигабсбургской коалиции). Битва, решившая участь чешской независимости на целых 300 лет, продолжалась немногим более часа. Лучшая выучка, дисциплинированность лигистов и имперцев перевесили применение их противниками суперсовременных достижений голландской военной школы. Тяжелые испанские терции, использовавшиеся католической армией в этой битве, «доживали» последние годы, и очень скоро шведский король Густав ¶¶ Адольф в битвах при Брейтенфельде (1631 г.) и Лютцене (1632 г.) доказал их анахронизм. Лобовая атака на правом фланге с выходом в центр порядков протестантов принесла успех ка
Когда стал очевидным тот факт, что король Англии не окажет действенную помощь своему зятю, избранному на чешский престол курфюрсту Пфальца Фридриху, положение чешских инсургентов-протестантов стало тяжелым. Наступательная тактика (операции во всех направлениях) не принесла им успеха. Между тем лигисты и имперцы, получив помощь от испанцев и поляков (запорожцы Лисовского, учитывая спаянность и опыт наших земляков, прошедших горнила конфликтов на границах Московии и в Причерноморье с крымскими татарами и турками, были серьезной силой), начали постепенно сужать кольцо вокруг Праги, где беззаботный Фридрих — «король на одну зиму» — давал бесконечные балы.
В январе 1620 года через Польшу в Моравию на помощь католикам отправился корпус легкой кавалерии «лисовчиков» под командованием полковника-шляхтича Александра Лисовского. Уже с первых дней после вступления на земли бунтовщиков они «отметились» серией жестоких акций: сжигались и грабились все некатолические города, замки, храмы. Казаки прошли Моравию с северо-востока на юго-запад от Валашских Мизырич до Микулова, но уже на окраинах Вены потерпели поражение от преследовавших их более многочисленных отрядов протестантов, потеряв в бою до 1000 человек убитыми. Оставшиеся в живых кондотьеры-запорожцы возвратились в Моравию. Жалованье часто задерживали, посему все бремя расходов ложилось на плечи местного населения.
…Не прошло и года после начала Тридцатилетней войны, как оказались в самой гуще конфликта. В августе 1619 года император Фердинанд II Габсбург отправляет в Речь Посполитую своих послов с просьбой о помощи. Но Сигизмунд III Ваза только что завершил изнурительную войну с Московией, посему максимум чем он мог помочь союзникам-католикам — направить в качестве кондотьеров (наемников) казаков, оказавшихся вне реестра (из 40 000 участников кампании в него вошли только 6 000). В октябре 1619 года, в разгар осады Вены чехами и трансильванцами (венграми) князя Бетлена Габора, в Закарпатье вторгается 10-тысячный корпус запорожцев во главе с полковниками Кличковским и Русиновским. 22 ноября казаки под Гуменным разгромили трансильванцев под командованием князя Юрия Ракоци. В скором времени запорожцы осадили города Кошице и Пряшев в Словакии и своими действиями фактически сорвали планы войск Антигабсбургской коалиции, вынудив их снять 27 ноября осаду Вены. Бетлен Габор, уже получивший из рук венгерских магнатов корону Иштвана Святого, оставил надежды на разгром ненавистных Габсбургов. Тем не менее из-за отказа австрийцев выплатить надлежащие деньги, запорожцы в середине декабря 1619 года возвратились в Сечь.
«Немногие руки добровольно взялись бы за оружие ради государства, из-за интересов государя; ради веры с готовностью хватался за меч купец, художник, землероб», — указывал в своем фундаментальном труде «Тридцатилетняя война» выдающийся немецкий писатель и историк Фридрих Шиллер. Разделение церквей повлекло более тесное объединение государств, но с каждым годом конфликт все больше утрачивал чисто религиозную окраску. В армиях и католических, и протестантских правителей нередко служили представители антагонистических религий. Православные , в основном сечевики, также приняли весьма активное участие в этой первой общеевропейской войне, начавшейся с антигабсбургского восстания в Чехии и Моравии.
КАЗАКИ В ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ (1618 1648)
» » » » КАЗАКИ В ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ (1618 1648)
Даже часы истории имеют своих часовщиков. (Богуслав Войнар)
КАЗАКИ В ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ (1618 1648)
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий